Как вы заметили, после апреля я перестал выкладывать обзоры на прочитанные книги. Причин тому было несколько. Во-первых, я решил сделать перерыв на нонфикшн и прочитал тогда две книги: "Роботы наступают" Мартина Форда и "Будущее разума" Митио Каку. Обе книги мне понравились. Первая рассказывает об экономических последствиях тотальной автоматизации и роботизации производства. Вторая - научпоп про потенциальные технологии, связанные с мозгом.
Помимо этого я также прочел лучший фанфик о Гарри Поттере из всех существующих - это "Гарри Поттер и методы рационального мышления" Элиезера Юдковски. По сути это переписанный "Гарри Поттер и философский камень", только вот сам Гарри здесь мальчик-вундеркинд, использующий научные методы и опирающийся на рациональное мышление. Благодаря этому сюжет приобретает стройную взрослую логику, каковой не было у Роулинг. Правда, есть и минус: дети эту книгу вряд ли поймут. Так что если вы уже выросли, но история о Гарри Поттере вас все еще завораживает и привлекает, то настоятельно рекомендую к прочтению, чтобы взглянуть на любимых героев под совершенно новым углом.
Так же я участвовал в нескольких писательских конкурсах, и все они были самосудные, а потому мне пришлось прочесть бесчисленное количество всевозможных рассказов, хороших и плохих. Это также отнимало много времени и отвлекало от того, что я действительно хотел прочитать.
Поэтому это будет финальный обзор в этом году, где я расскажу о тех книгах, которые мне таки удалось одолеть с апреля по декабрь, не считая вышеупомянутых.
1. Джеймс Джойс "Улисс"
Великий роман, который никому порекомендовать не могу. Лично я за него взялся еще в феврале, благодаря замечательному литературному каналу Армен и Фёдор, которые решили устроить еженедельное совместное чтение "Улисса" с разборами каждой главы в отдельности. Пожалуй именно необходимость такого поглавного объяснения - одна из причин, почему этот роман не выстраивается у меня в голове в цельную картинку. Каждая глава уникальна и представляет собой самостоятельное произведение. Это настоящая энциклопедия самых разных литературных приемов, во многих из которых Джойс был пионером. "Улисс" - не про сюжет. Он тут чисто номинальный и выполняет исключительно вспомогательную функцию. Главное в этом произведении - стиль. Есть главы, написанные как поток сознания. Есть глава, которая пародирует дамские романы. Есть глава - фантасмагорическая пьеса. Есть глава, которая стилистически рассказывает историю английской литературы (в русском переводе, правда, скорее русской). В общем, чтение "Улисса" - дело тяжелое, и я не могу сказать, что оно того стоит. Если вы фанат-литературовед, получаете немыслимое удовольствие от словесных изысков и мастерски выверенного письма, то это определенно ваш роман. Если вы ищете увлекательное остросюжетное чтиво - проходите мимо. Рассказывать и обсуждать "Улисса" можно бесконечно, но зачем, если за меня уже все сказали? Достаточно посмотреть лекции, посвященные ему, коих на YouTube великое множество.
2. Нил Гейман "Коралина"
Прекрасная готическая сказка. Короткое, но атмосферное произведение, крайне остроумное и интересное. По сути это такой хоррор для детей, тут есть жутковатые моменты, но напугать они и правда могут разве что ребенка. Тем не менее, я думаю, что и взрослые найдут для себя здесь что-то интересное. Сразу хочу сказать, что книга отличается от мультика, и хоть мне очень нравятся оба произведения, книга показалась чуть более атмосферной, жуткой, но в то же время и более остроумной. Так же и образ Коралины в книге на мой вкус поприятнее.
3. Роджер Желязны "Этот бессмертный"
Дебютный роман Желязны, в котором уже виден его фирменный стиль. Что мне вообще нравится у Желязны, так это то, что зачастую затрудняешься однозначно назвать жанр многих его произведений. То же самое и с этим романом. Вот смотрите. У нас есть постапокалиптический мир, уничтоженный ядерный войной. Немногие выжившие люди эмигрировали на другие планеты не без помощи протянувших руку дружбы инопланетян. Оставшиеся ютятся на небольших незатронутых радиацией участках суши. При этом инопланетяне покупают эти самые оставшиеся земли, чтобы делать из них курорты. А часть людей организовало сопротивление и движение за возрождение Земли. И все это звучит, как вполне себе классическая научная фантастика. И она действительно таковой бы была, если бы не главный герой. Конрад Номикос - калликанзарос, существо, рожденное в канун Рождества в Греции. От нормального человека его отличает довольно неприятная внешность (разная длина ног, пятно на поллица, излишняя волосатость) и тот факт, что он живет уже как минимум пару сотен лет, а точный его возраст никому не известен. И вот этот совершенно необъяснимый фэнтезийный элемент и придает уникальности истории Желязны, выделяет его среди коллег-фантастов. Кому-то такое нравится, кому-то - нет. Лично мне роман понравился, как и большинство других произведений автора.
4. Стивен Кинг "Мизери"
Экранизацию этого знаменитого романа Кинга я смотрел несколько лет назад и тогда она показалась мне... ну... слабенькой. Я не почувствовал жесткого напряжения, не особо проникся страданиями главного героя, да и образ Энни Уилкс не то, чтобы сильно меня пугал. И мне очень посоветовали прочитать книгу, уверяя, что экранизация не передает всего. И да, это действительно так. Книга - держащий в напряжении психологический триллер. Все дело в том, что сюжет-то произведения довольно простой. Дело в переживаниях героя. В его эмоциональном, физическом и психологическом состоянии. А это вещи, которые очень сложно передать с помощью языка кино. А вот литература помогает окунуться во внутренний мир писателя Пола Шелдона с головой, прочувствовать всю его невыносимую боль и вместе с ним пройти через муки. В общем, Кинг в очередной раз доказывает, что он настоящий мастер.
5. Ричард Матесон "Я - легенда"
Наверняка вы смотрели фильм с Уиллом Смитом. Так вот, забудьте. Книга-то совсем о другом. Но, скорее всего, вы это и так знаете, потому что Вконтакте гулял пост, который рассказывал о сюжете книги. Да, в отличие от фильма, в книге были вампиры, прям классические вампиры, вполне разумные, которые выходили ночью к дому главного героя, швыряли в него камни и кричали: "Выходи, Невилл!". Собака в книге была, но только в одной главе, и история с ней оказалась куда жестче и драматичнее, чем в фильме. Что действительно стоит сказать о книге, так это то, что Ричард Матесон первым из всех додумался попытаться объяснить вампиризм с научной точки зрения. Его Роберт Невилл - не ученый, но оказавшись в безвыходном положении, он пытается разобраться в причинах катастрофы и понять, отчего именно почти все люди на земле превратились в вампиров. Но главное - почему его самого миновала сия участь. Стилистически роман похож на произведения Кинга. Здесь тоже идет очень большая концентрация именно на внутреннем мире главного героя, человека, находящегося в вынужденном затворничестве, одинокого и безумно от этого страдающего. Финал действительно впечатляет, даже если знаешь его.
6. Роберт Джордан "Восходящая тень"
Четвертая книга "Колеса Времени" - одна из самых толстых в серии. Но она и сильно отличается от предыдущих. События приобретают совершенно иной масштаб, герои потихоньку приходят к тем, кем они должны быть. В общем-то, если первые три книги вам понравились, то и четвертая гарантированно зайдет. Поэтому поговорить я хочу сегодня не о ней, а о том кошмаре, который сотворил с этой прекрасной серией Amazon. В пятницу закончился первый сезон сериала "Колесо времени". И как же это было плохо. Иронично то, что я был уверен, что несмотря ни на что, идея взять Розамунд Пайк на роль Морейн - отличная, ведь она хорошая актриса. Вот только создается ощущение, что играет она вовсе не Морейн, а какого-то другого персонажа. Где та хладнокровная, крепко хранящая тайны и не теряющаяся в сложных ситуациях колдунья? Почему вместо нее я вижу вечно хнычущую, попивающую чаек и расслабляющуюся в ванне мадам? Тут, конечно, вина наверно сценаристов, но по мне Розамунд Пайк - так себе Морейн. Впрочем, то же самое можно сказать и о прочих героях. Во-первых, меня бомбит абсолютный рандом на кастинге. Я совершенно не против того, чтобы двуреченцы были темнокожими. Но я против того, чтобы они были темнокожими, белыми, мулатами, азиатами и прочими - и все в одной средневековой деревушке. Расовое разнообразие - это, конечно, здорово, но не тогда, когда оно противоречит логике мира. Я не против того, чтобы Лан был азиатом, но тогда и все выходцы с тех земель пусть тоже будут азиатами. В общем, повесточку надо вплетать аккуратно, иначе рушится вся магия создаваемого мира. В хронометраж 8 часов (!) не смогли засунуть одну только первую книгу. При том, что за 9 часов Питер Джексон рассказал всего "Властелина колец" и сделал это прекрасно. Вместо того, чтобы показывать события из книги, сценаристы упорно пихают нам какие-то свои фанфики, в которых не происходит никакого движа, а только лишь какие-то мыльные драмы и бессмысленные унылые диалоги. Создается впечатление, что сценаристов набрали с улицы. И оттуда же всех остальных, начиная от кастинг-директора, и заканчивая дизайнерами по костюмам. В книге Стражи носили плащи, которые меняли цвет в зависимости от освещения. В наше время такие уже есть, даже графику прикручивать не пришлось бы. Но нет, Лана одели просто как... стандартного фэнтези-воина. Менестрели же носили плащи, сшитые из кучи разноцветных заплаток, по которым их всегда и узнавали. Но сериальный Том Мериллин будет выглядеть, как Арагорн. Невнимательность к деталям полностью стирает уникальную атмосферу "Колеса времени", превращая его в очередную проходную фэнтезятину. Нетфликс с Амазоном очень хотели свою "Игру престолов", вот только что создатели "Ведьмака", что создатели "Колеса" кажись забыли, что первый сезон "Игры престолов" практически дословно экранизировал книгу, без какого-либо лишнего вмешательства сценаристов и их больной фантазии. Это уже потом, начиная с пятого сезона, когда сериал начал отдаляться от книг, в ход пошли "гениальные" идеи голливудских творцов, но в начале-то, в начале все было прекрасно. Тут я даже первую серию посмотрел через силу, но твердо решил осилить весь сезон, и последняя серия - это даже не фаталити, а целое бруталити всему сериалу. Второй я уже точно смотреть не стану. Лучше прочтите книги, они действительно того стоят.
7. Дэвид Вонг "Что за чушь я сейчас прочитал?"
Третья книга из серии "В финале Джон умрет". Если вы читали первые две, собственно "В финале Джон умрет" и "В этой книге полно пауков. Серьезно, чувак, не трогай ее", то и эта доставит вам удовольствие. Это все тот же самый старый добрый Дэвид Вонг, со своими остроумными замечаниями, интересными находками, бесчисленными сюжетными твистами, динамикой, и поистине лавкрафтовской жутью. Блестящий образчик комедийного хоррора, в котором, ко всему прочему, есть о чем подумать. Личности главных героев, Дейва и Джона, раскрываются здесь с новой стороны. Вонг чуть лучше исследует своих персонажей, и через них рассказывает историю о том, насколько же разным может быть восприятие у людей одних и тех же событий. Логика, оказывается, не всегда работает, и иногда стоит послушать свои эмоции. Ненависть к себе может оказаться эгоизмом. А память - это вещь, которая очень сильно может запутать человека.
8. Владимир Набоков "Камера обскура"
Собственно, третий прочитанный мною роман Набокова. Сюжет повествует о знаменитом художественном критике, счастливом семьянине, который однажды встречает в кинотеатре молодую девушку, без памяти в нее влюбляется, и как из-за этого увлечения его жизнь постепенно превращается в кошмар. Сюжет простой, но передан, как всегда, мастерски. Неоднозначность событий, блестяще выписанные живые герои, прекрасный набоковский язык - все это делает чтение "Камеры обскура" настоящим удовольствием. Да и в целом, это, пожалуй, самый простой для восприятия и понимания роман Набокова, который я читал, так что если хочется познакомиться с творчеством этого замечательного писателя, то это неплохой вариант для начала.
9. Святослав Логинов "Многорукий бог далайна"
Если бы я в этом году, как и в прошлом, составлял бы топ-10 прочитанных за год книг (а я этого делать не буду), то "Многорукий бог далайна" занял бы в нем первую строчку. Книга вышла в 1995-ом, и тогда издавалась довольно крупными тиражами. Ее регулярно переиздавали вплоть до 2004-го года, после чего почему-то перестали. Вновь она дала о себе знать в 2018-ом, когда вышла в небольшом издательстве маленьким тиражом всего лишь в 1000 экземпляров. Но это тот случай, когда издательская непопулярность книги совсем не признак ее качества. "Многорукий бог далайна" - одно из лучших русскоязычных фэнтези всех времен. Эта книга даже выходит за привычные рамки жанра, приближаясь скорее к классической литературе, и я не удивлюсь, если в будущем она и будет считаться классикой. Совершенно уникальный, ни на что непохожий, максимально далекий от нашего авторский мир, прекрасный язык, яркие сочные образы, меткие ударные фразы, живые герои, чьи истории протекают сами собой, и лишь краем вмешивается в них творимое главным героем. Поначалу потенциального читателя может отпугнуть или задержать обилие непонятных слов - автор почти не использует привычные нам понятия, замещая их созданной им терминологией, - но это ненадолго. В какой-то момент, контекст все разъясняет, и читать становится намного проще и, что важно, увлекательнее. Финал поражает. Читая роман, сразу видишь, что это глубокое произведение, но финал делает его бездонным, как сам далайн. После прочтения я отходил еще несколько дней, и я не помню, когда в последний раз чувствовал нечто подобное. Бесспорный шедевр жанра фэнтези и мой личный фаворит этого года.
10. Адам Нэвилл "Никто не уйдет живым"
Как и в случае с "Ритуалом", эту книгу Адама Нэвилла я решил прочесть после просмотра ее экранизации. Поначалу я думал, что изменений и разницы будет немного, как и в вышеупомянутом "Ритуале". Ну да, поменяли национальность главной героине, не беда. Но, как оказалось, это только цветочки. По итогу фильм и книга - два совершенно разных произведения. Если не читать книгу, то фильм покажется вполне себе средненьким хоррором, в меру интересным, в меру жутеньким, но не особо запоминающимся. Книга же может пробрать до костей. Итак, Стефани Бут недавно потеряла отца и бежала от своей тиранши-мачехи в Бирмингем. У нее есть высшее образование, но вот работы все равно не находится. Стефани приходится вкалывать где попало за гроши, и снимать совершенно ужасную комнату в старом ветхом доме у гопника по имени Драч Макгвайр. В первую же ночь она слышит голоса плачущих женщин, неясные шорохи, стуки и причитания. И с каждым днем ситуация будет все хуже и хуже, а полное отсутствие денег не позволит Стефани сбежать из этого жуткого места. И когда откроется главная тайна дома, станет совсем плохо. Текст прекрасен. Ужасное положение, в котором оказывается главная героиня, ощущается всеми частичками тела и души. За сюжетом следить интересно, персонажи раскрыты, как надо. Могу сказать, что эта книга мне понравилась даже больше "Ритуала", так как помимо мрачной и вязкой атмосферы раскрывает, на мой взгляд, довольно важные социальные проблемы.
11. Федор Достоевский "Идиот"
Мне правда надо что-то о нем писать?
По итогу, в этом году мною было прочитано 32 книги, считая два нонфикшена и "Гарри Поттер и методы рационального мышления". И не считая около сотни всевозможных рассказов. Не гигантский результат, но, я считаю, неплохой.