Итак, вот небольшое обещанное эссе с мыслями по поводу "Илиады". В нём есть спойлеры, так что если вы не читали и хотите прочесть, то не смотрите сюда.
.
.
.
.
.
.
БОГИ ИЗ МАШИНЫ, ИЛИ КАК ПОССОРИЛИСЬ АГАМЕМНОН АТРЕЕВИЧ С АХИЛЛЕСОМ ПЕЛЕЕВИЧЕМ
Преувеличить культурную ценность "Илиады" тяжело. Ещё Гоголь говорил, что у каждого писателя настольной книгой должна быть именно она, ведь в ней есть всё, что нужно. И правда, если говорить о языке, то обе поэмы Гомера безусловно стали примером для всех последующих поколений авторов. Но как насчёт сюжета?
Мне кажется, что за более чем две с половиной тысячи лет об "Илиаде" уже сказали всё, что только можно было, разобрали её построчно, рассмотрели под микроскопом каждое слово. И посему уже давно наверняка заметили, что в ней не просто используется один драматургический приём, который в современности уже считается дурным тоном, а она буквально целиком из него состоит.
Я говорю о так называемом "Боге из машины". Термин пошёл из древнегреческого театра. Суть заключается в следующем: когда драматург так туго затягивал сюжетные узлы своего произведения, что в финале совершенно не знал, как их распутать, то просто добавлял в концовку одного из богов, который внезапно появлялся и решал все проблемы героев. Сейчас термин употребляется к любому внезапно всплывающему фактору, который помогает героям.
Конечно, не совсем верно говорить именно о боге из машины в контексте "Илиады". Они являются полноценными участниками сюжета с самой первой песни. Но тут вот какая загвоздка. Дело в том, что герои во всей поэме практически не принимают собственных решений - всё, абсолютно всё, за них решают боги и устраивают боги.
Это Афина убедила Ахиллеса опустить меч, когда в самом начале Агамемнон заявил, что собирается забрать его рабыню себе. Это она же велела Диомеду атаковать Афродиту и Ареса. Это Зевс решил, что греки будут терпеть поражения от троянцев до тех пор, пока не погибнет Патрокл, и яростный Ахиллес не выйдет на поле битвы. Опять же Афина помогла Одиссею выиграть забег с Аяксом Оилидом. И, наконец, боги сказали утопавшему в печали Приаму отправляться к Ахиллесу за телом своего сына, а самому Ахилессу велели это самое тело отдать.
Получается, что настоящие герои "Илиады" - это именно боги, а люди всего лишь марионетки в их всемогущих руках.
Даже само слово "подвиг" здесь можно трактовать не как некое выдающееся действие, творимое человеком по собственной воле, а как действие, на которое тебя подвигли боги.
Вот и получается, что на самом деле люди здесь почти никакой роли не играют. Их собственные деяния - это убийства и мародёрство. Ведь каждый здесь норовит сорвать с поверженного врага доспех, а тело осквернить, причём за эту возможность они готовы драться, как дрались троянцы во главе с Гектором за тело Патрокла.
Да и если рассматривать конкретные деяния героев, такие ли уж они герои?
Вот взять того же Ахиллеса. Почти всю поэму он обиженный отсиживался вдали от битвы, пока не убили его лучшего друга. Более того, в самом начале, озлобленный на оскорбление Агамемнона, он воззвал к своей матери, богине Фетиде, чтобы она попросила Зевса наказать греков и показать ненавистному Атриду, что без него, Ахиллеса, вся его армия ничего не стоит. То есть из-за обиды одного-единственного героя, у которого были связи на самом верху, пострадали другие. Весьма героический поступок. Впрочем, не зря же поэма и начинается со строк "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял...". Эта история - именно что о гневе Ахиллеса и его последствиях. Да и в схватке с Гектором Ахиллес победил не без помощи всё тех же богов.
Другой значимый герой троянской войны - Диомед. Он единственный, кто поднял руку на богов, кому удалось ранить двоих из них: Афродиту и Ареса. Да, ему помогла Афина, но сам факт того, что он это совершил, уже о многом говорит. Диомед всегда был силён и неистов в бою. Он бы убил Энея, если бы того не спасли боги, а ведь Эней считался чуть ли не вторым по могуществу троянским героем после Гектора.
Есть Аякс Теламонид, один из самых могущественных воинов. Огромный мощный мужик, который практически в одиночку сдерживал троянские армии у греческих кораблей, когда все остальные герои выбыли из битвы. Несколько раз он сходился в бою с Гектором и всегда побеждал. Но почему-то во время игр, которые устроил Ахиллес, Гомер внезапно принижает Аякса. В борьбе с ним на равных сражается Одиссей, который отличался больше умом, а не силой. В бою на копьях и мечах он уступает Диомеду. И даже в метании тяжёлого диска - дисциплине, в которой огромный могучий воин не должен никому уступать - он проигрывает какому-то Полипету.
Есть, в конце концов, Патрокл, который с армией мирмидонцев оттеснил троянцев от кораблей обратно к стенам Илиона, убил в бою сына Зевса Сарпедона, погубил многих других героев. Чтобы убить его, потребовалось вмешательство Апполона, но даже после удара бога Патрокл ещё не пал, ведь потом его пронзил копьём Эвфорб и третьим ударом добил Гектор. Вот кто действительно машина смерти.
Но волею Зевса все они никто, по сравнению с Ахиллесом. Ведь лишь когда он, быстроногий, первый среди греческих героев, выходит на поле брани, троянцы терпят сокрушительное поражение. Гефест выковал ему доспехи, а Афина подала копьё, чтобы он сразил могучего Гектора. Любовь богов - вот единственное, что делает Ахиллеса по-настоящему особенным. По крайней мере, именно такое впечатление складывается из Илиады. Достоин ли он сам по себе всей славы, всех похвал и эпитетов, коими наградили его соратники? Возможно, ведь он хорошо проявлял себе на протяжении всех девяти предыдущих лет войны, а "Илиада" - лишь крохотный эпизод многолетнего противостояния.
Так что по итогу?
В троянской войне сражалось множество славных героев. Многие из них с этой войны не вернулись. И мне кажется несправедливым выдвигать на первый план одного только Ахиллеса, чей самый главный подвиг - победа над Гектором. Да, Гектор был величайшим троянским героем, под началом которого город девять лет успешно сопротивлялся всей греческой армии. Но такую славу ему даровал Зевс, который специально отдавал победу троянцам лишь для того, чтобы победа Ахиллеса была ещё более выдающейся.
Но стоит убрать богов из этой истории, как она превращается в мощную, жестокую и кровавую человеческую драму. Да ведь на самом деле и не было никаких богов. Была случайность, погодные условия, внезапные озарения и голоса разума, звучавшие в головах героев. Всё это: любое вдохновение, любая победа, любой шорох - приписывалось богам. Но в конечном итоге, историю творили люди.
И с такого ракурса, Ахиллес действительно был великим героем. Так же, как и Аякс, Диомед, Патрокл, Одиссей, Гектор и прочие. Человек совершает подвиги, поэты делают из подвига легенду, время превращает легенду в миф. И вот уже люди превращаются в послушных воле богов кукол.
"Илиада" - начало мировой литературы. И пусть с тех пор драматургия ушла далеко вперёд, она всё ещё остается не просто памятником, но по-настоящему интересным и увлекательным чтивом даже по современным меркам. Надо всего лишь помнить о том, что боги - просто метафора. А все деяния принадлежат людям.